Речь идет о внесении изменений в ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»(далее – Закон № 2300-1). В частности, предлагается обратить внимание на недопустимость отказа продавца (исполнителя, владельца агрегатора) в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с непредоставлением потребителем своих персональных данных, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законом или непосредственно связана с исполнением договора. Указывается также, что в этом случае потребитель вправе потребовать от продавца информацию о причинах, по которым исполнение договора без его персональных данных невозможно. Продавец в течение семи календарных дней должен будет представить потребителю такую информацию.
Как отмечается в пояснительной записке авторами законопроекта, данная поправка в законодательство о защите прав потребителей призвана ограничить практику принудительного, непрозрачного и неосознанного сбора персональных данных потребителей для целей, не связанных с заключением и исполнением договора. Более того, данные меры отвечают принципам добросовестной деловой практики, в числе которых защита личной информации и использование механизмов получения согласия на сбор и использования личных данных потребителей (Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22 декабря 2015 года).
Помимо этого, законопроектом в данной статье предлагается предусмотреть перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей. К таким условиям могут быть отнесены, например:
*предоставление продавцу (исполнителю, уполномоченной *изготовителем (продавцом) организации или уполномоченному *изготовителем (продавцом) ИП, импортеру, владельцу агрегатора) *права на односторонний отказ от исполнения, изменения обязательства, если это не предусмотрено законом или иным нормативным правовым актом;
*ограничение права потребителя на выбор территориальной подсудности споров;
*уменьшение размера законной неустойки;
*установление обязательного досудебного порядка рассмотрения споров, если он не предусмотрен законом;
*установление штрафных санкций или иных обязанностей потребителя, препятствующих свободной реализации права, установленного ст. 32 Закона № 2300-1, например, условия договора о том, что в случае расторжения договора по инициативе потребителя предоплата не возвращается;
*ограничение потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
*ограничение потребителя в праве на выбор способа оплаты товаров (работ, услуг);
*перекладывание на потребителя бремени доказывания обстоятельств, которое законом на потребителя не возложено, и иные условия, нарушающие императивные правила, установленные международными договорами РФ и нормативными правовыми актами РФ.
Необходимость установления такого перечня обусловлена большим количеством выявленных нарушений, связанных с включением в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права. По каждому из условий в пояснительной записке к законопроекту его авторами приведены примеры выводов судов при рассмотрении дел о признании условий договора, ущемляющими права потребителей.
Антикоррупционная экспертиза и общественное обсуждение законопроекта, размещенного на федеральном портале нормативных правовых актов, завершатся 13 октября.